Состояние культуры нашего общества в ближайшие десятилетия самым существенным образом зависит от программ по языку и литературе средней школы и профессионального училища, от качества преподавания «словесности».

К сожалению, понимание всей серьезности этой проблемы в нашем обществе пока отсутствует. За период с 1940 по 1985 г. школьный курс литературы сокращен на 150 ч, в 1985 г. - еще на 32 ч («Известия».- 1987.-26 авг.). Не видно мер к изменению этой тенденции в ходе реформы средней школы, напротив, продолжается дальнейшее «урезание» часов гуманитарных дисциплин. Последствия такого положения в школьном образовании представляются опасными.

Особенно возрастает значение гуманитарной подготовки, ядром которой является изучение языка и литературы, в тех районах нашей страны, где существует двуязычие. Во всех национальных республиках должно быть обеспечено полноценное сосуществование языка коренной нации параллельно с русским языком. Двуязычие - новый исторический феномен, культурное достижение XX в. Билингвизм дает новые возможности развитию культуры советского народа как новой исторической общности. Но для билингвизма нужно углубленное изучение национального языка, нужны часы в предельно перегруженной ныне школьной программе. Понятно, что язык, литература и история каждой республики должны быть обязательными предметами во всех школах этой республики, но нельзя часы на изучение родного языка брать за счет изучения русского. А сейчас дело обстоит именно таким образом. В школах с украинским языком обучения больше часов выделяется на украинский язык и литературу, чем на русский. И - наоборот: в школах с русским языком обучения - больше на русский язык, чем на украинский. Всего же на родной язык и литературу отводится почти пятая часть учебного времени.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru