Признание права этих ценностей на функционирование в системе единой культуры - это только первый шаг навстречу друг другу, но оно не снимает вопроса о развитии чувств средствами того искусства, в котором воплощен исторический опыт чувственного развития человека. Но для того чтобы подобное искусство стало достоянием каждого, следует заботиться не только о повсеместном распространении искусства, о развитии его теории и критики, но и о развитии теории художественного воспитания, которая бы опиралась на действительное знание о возрастных особенностях личности, о ее интересе к отдельным видам искусства, о степени влияния на человека в разном возрасте различных социальных институтов, о демографических и многих других факторах воспитания. Необходимо прежде всего отказаться от идеи формирования как изначально определенного, жесткого нормирования художественного развития личности.

Сейчас, когда партией поставлена задача повысить социальную активность личности, привести ее к необходимости самоуправления в государственном масштабе, формирование, в прежнем его значении, и в сфере художественной культуры является анахронизмом. Подлинная задача художественного развития человека - это его саморазвитие, в результате которого человек превращается в субъекта культурно-исторического процесса и в качестве такового с необходимостью самоформирует свое чувственное отношение к миру. Со стороны государственных институтов, ответственных за воспитание, требуется обеспечить доступность искусства человеку. Мы имеем в виду доступность, заключающуюся не столько в равномерном распределении достаточного количества шедевров различных видов искусства по территории страны, сколько в создании эффективной системы приобщения человека к традиционному искусству, которая обеспечивает потенциальную доступность искусства народу. И здесь нет иного пути, чем всеохватывающее художественное обучение, начинающееся с самого детства, но обучение, которое не ограничивает творческие способности ребенка, вводя их в русло, заданное программами, а напротив, безгранично развивает эти способности как индивидуальное качество личности.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru