А поскольку человек рождается в определенной социальной группе, отличающейся от других групп   своими специфическими функционально-ролевыми отношениями в общественном образе ЖИЗЧІИ (т. е. тем, «что» ее представители производят и «как», каким способом они производят), а значит и специфическим самосознанием (поскольку бытие определяет сознание), то его развитие, эстетическое развитие, в частности, опосредуется характерным для данной группы типом мироотношения, который хотя и реализуется в контексте всеобщего отношения культуры к миру, тем не менее имеет и свои специфические признаки. Такая опосредованность стала предметом пристального внимания современной психологии личности. Например, А. Г. Асмолов пишет: «Уже при появлении индивида в «мире человека» он становится членом конкретной социальной группы в данном обществе, в которой ему «заданы» и принадлежность к данной группе, и экономические условия, и социальная позиция и т. п. Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути. Они не автоматически сами по себе определяют развитие личности, а опосредуются следующими моментами: отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам участников совместной деятельности; оценкой как участниками совместной деятельности, так и самой личностью, ее индивидных свойств и возможностей (задатков, темперамента и т. п.); мотивами и целями, ради которых живет данный конкретный человек».

В связи с рассматриваемой нами проблемой типологизации эстетического субъекта отметим, что социальная дифференциация общества, вызванная общественным разделением труда, не только имеет сугубо социальный смысл, но и выполняет созидательную «культурную работу», т. е. обеспечивает бытие культуры как живого устойчивого и одновременно динамичного целого. Если культура выполняет в своем бытии две главные функции - нормативно-санкционирующую и творчески-побудительную, то, по-видимому, эти функции имеют своих реальных носителей, осуществляющих их субъектов, которые, в свою очередь, с необходимостью должны быть определенным образом социально закреплены, т. е. соотнесены с реальными социальными группами конкретного (в нашем случае - социалистического) общества.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru