В результате такого общения уже в раннем детстве формируется художественное воображение, возникает установка на восприятие искусства вообще и любого конкретного произведения. На этой стадии совершенно очевидно значение предварительного обучения человека искусству, поскольку именно им обусловлена наибольшая вероятность появления общей установки. Она, в свою очередь, связана с потребностями индивида в конкретном виде искусства, конкретных произведениях. Стереотип на общение с тем или другим видом вырабатывается под влиянием ряда факторов, среди которых имеют место социально-демографические, возрастные, и даже половые; естественно, все они оказываются не столь важными в случае обучения человека одному из видов искусства.

Следует отметить особую роль обучения традиционным искусствам в связи с процессами, происходящими в современной социалистической культуре. Благодаря этому обучению возможен плюрализм досуговых предпочтений человека в сфере искусства, поскольку в результате обучения мы наверняка сформируем установки на общение и с этими видами искусства, что важно при существующих мощных ориентациях на более конкурентоспособные, «массовые» виды.

Авторы книги «Человек в мире художественной культуры» уверяют читателя в наличии на данном этапе развития культуры такого плюрализма, «который открывает широкие возможности для повышения роли театров, концертов, музеев и других внедомашних форм общения с искусством, поскольку им не противостоит один или несколько сильных «конкурентов», удовлетворяющих вкусы всех слоев населения». Проведенный нами анализ социологических исследований позволяет не согласиться со столь оптимистическими утверждениями. Дело в том, что надо различать потенциальные досуговые предпочтения и действительные. Человек может желать общения с искусством в театрах, музеях, концертах (потенциальные досуговые предпочтения), и при этом проводить все свое свободное время у телевизора и магнитофона (реальные досуговые предпочтения).



© 2008 Все права защищены psychotema.ru