Таким образом, и в этом экстремальном варианте современной человеческой судьбы подлинной целостности мироотношения мы все-таки не находим. Причем не по причине слабости необходимого нравственного импульса, а прежде всего из-за отсутствия традиции, способной духовно его оформить. Традиции, необходимой даже для того, чтобы обоснованно выйти за ее пределы.

Конечно, нашей целью не является анализ данного романа как такового. Однако есть произведения, обладающие огромной проясняющей силой. «Плаха» Ч. Айтматова, несомненно, принадлежит к их числу. Она выявляет, в частности, моральную несостоятельность попыток укрыться от грозных современных проблем в успокоительных иллюзиях замкнутого существования индивида или касты, пусть даже и освященного вековыми традициями. Только жертвенное приятие беспрецедентности актуального бытия, мужественная готовность ответить на его зов здесь и теперь, в союзе с высокими ценностями прошлого, но вне рабской, исполненной ненависти ко всему противостоящему, зависимости от той или иной из них - способно открыть перед личноетыо достойное и осмысленное назначение в современном мире. Между тем фетишизация наличносущих, оторванных от целостности исторического контекста и обусловленной ею полноты человеческого опыта надличностных форм, уход в порождаемую ими замкнутую духовную среду - будь то новоявленные мистические учения и культы или кумиры национальной жизни и т. п.- могут, конечно, вызывать ощущение укрытости, нравственной защищенности, могут служить основой привлекательных для кого-то позитивных жизненных программ, тоска по которым столь велика в наши дни, но обеспечить адекватность реального человеческого отношения к миру, разумеется, не в состоянии. А следовательно, и рассчитывать на их спасительную роль, их способность утолять глубинные запросы современной человеческой души всерьез не приходится.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru