В результате реализуются важные функции концертной публики по отношению к каждому отдельному слушателю: выключение внимания рядового слушателя из обыденной обстановки и концентрация его на восприятии музыки: обеспечение устойчивости внимания от начала до конца произведения; регулирование эмоциональной открытости и отзывчивости восприятия».

Понимаемое широко обучение искусству обязательно включает формирование адекватного ритуального отношения к каждому из «традиционных» искусств, что в определенной мере гарантирует создание необходимой ситуации общения. Естественно, изменение в ритуале или полное отрицание его трансформирует весь процесс восприятия. На современном этапе развития культуры это происходит в результате неравномерного развития «старших искусств» и «искусств технического комплекса», активность влияния последних приводит к изменению процесса создания художественной ситуации при взаимодействии человека со «старшими искусствами». Если говорить о телевидении, то его влияние особенно заметно. Оно отучает от необходимости предварительной подготовки к посещению мест общения с искусством. Заметим, что это происходит при увеличении свободного времени и благосостояния людей. Телевизионный тип восприятия сказывается на отношении ко всем искусствам, контакт с которыми все более выстраивается по принципу телевизионного поточного прохождения программ с очевидной установкой на извлечение информации из них. Все больше людей помнят название спектаклей, имена актеров и режиссеров, все меньше испытывают потрясение от них, увеличивается число переписывающих название картин, не вглядываясь в них и т. д. Само посещение мест общения с искусством зачастую окрашено негативной эмоцией, связанной с отказом от вечера у телевизора, иногда у молодежи - от магнитбфона, проигрывателя. По данным социологов, из ста человек, предпочитающих другие виды искусства, только пятнадцать вообще игнорируют телевидение.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru