Он характеризуется направленностью восприятия на вычленение и переживание уже имеющихся в структуре мировоззрения индивида мифологем, основным «поставщиком» которых является фольклорный сюжет. В связи с этим нам кажется плодотворной идея о существовании «фольклорного слоя» - как в структуре личности, так и в межличностной социальной среде общения, в которой непосредственно вырабатываются и «шлифуются» общие для группы эстетические и художественные ценности. В. Н. Максимов пишет: «Фольклорный слой - это среда повседневного общения (и потому главным образом изустного), тот уровень общения, где и при наличии предметов письменной (строго фиксированной) культуры непосредственные межличностные контакты являются определяющими. Индивиду просто невозможно овладеть культурой и существовать в культуре, минуя фольклорный слой, поскольку образцы... строго фиксированной культуры в конечном счете обретают свое значение для него только при посредстве... речевого (изустного) общения с другими индивидами. Фольклорный слой - «механизм» культуры, действующий на уровне социальной группы... Но индивид как член группы входит в этот фольклорный слой (как его составная часть) и одновременно является его обладателем, носителем...».

Проблема архетипов - это важнейшая научная проблема, постановка которой затрагивает основания как искусствознания, так и эстетики, ибо «речь идет о ... принципиальном вопросе: подходить ли к внутреннему миру человека как к открытой и многосоставной структуре или как к замкнутой, равной себе и нечленимой «монаде».

Над мифологическим уровнем сознания, присваиваемом индивидом в процессе неосознаваемого овладения культурной реальностью, надстраиваются структуры, связанные с рационально-рефлексивным отношением к миру.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru