Формы эстетической чувственности - это исторически образовавшаяся в культуре способность выражения человеческого переживания мира. В этом плане художественную культуру личности, сформировавшуюся под влиянием искусства, можно рассматривать как определенный уровень освоения опыта исторического переживания человеком действительности. Сам же механизм подобного взаимодействия с искусством выступает как практическое освоение (обучение) индивидом одного или нескольких видов искусства. Основное место здесь принадлежит традиционным видам искусства и народному творчеству, имеющим богатый художественный фонд, через приобщение к которому человеку открывается и весь мир искусств, включая новые «технические» виды, поскольку они в основе своей связаны с традиционными искусствами. При этом человек предъявляет к «новым» видам искусства, к конкретным произведениям высокие критерии, выработанные у него в ходе общения с произведениями из художественного фонда «старых» искусств, что и позволяет отличать высокое искусство от «неискусства».

В зависимости от разнообразия художественных интересов человека и степени понимания и переживания им произведений различных видов искусства формируется его способность к субъективному синтезу искусств, когда каждое из них в своем особенном влиянии составляет лишь момент его целостной художественной культуры, определяющей его творческий вклад в сам процесс развития различных искусств, а следовательно, и в процесс развития человеческой чувственности.

Полнота анализа роли искусства в духовном развитии современной социалистической личности предполагает рассмотрение этой роли не только на уровне эстетического развития, но и на уровне более глубоко укорененной в реальной практике фундаментальной жизненной настроенности личности - ее нравственного мироотношения, составляющего сущность всякого воспитания.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru